План – конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию в старшей группе по теме «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
1. «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
2. Аппликация «Пароход».
Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Речевое развитие».
- Задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту. Активизировать словарь по лексической теме. Обогащать словарь образными выражениями языка.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Задачи: Развивать способность анализировать действия, поступки людей. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Пополнять словарный запас детей.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Задачи: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Побуждать рассказывать о своем восприятии поступка литературного персонажа. Закрепить умение вырезывать и наклеивать предмет, применяя полученные ранее навыки.
Материал:
- Демонстрационный: иллюстрация с изображением парохода.
- Раздаточный: заготовки открыток, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки, клеенки.
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Введение игрового момента.
-Ребята, вы любите путешествовать?
-А хотите отправиться в путешествие со мной?
-Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чем мы отправимся в путешествие.
По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно, что такое? (ПАРОХОД)
-Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю.
-Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан)
-Скажите, каким должен быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные)
-А теперь, давайте, почитаем рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа быть капитаном на корабле?
ІІ Основная часть
- 1.Чтение рассказа
- 2.Беседа по содержанию
Воспитатель: Что купила мама?
Дети: Мама купила сливы.
Воспитатель: Как вел себя Ваня?
Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.
Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?
Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?
Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?
Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.
Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?
Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.
Воспитатель: Почему беспокоился папа?
Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.
Воспитатель: Что ответил Ваня?
Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко. Воспитатель: Почему Ваня заплакал?
Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.
Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?
Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?
Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
- 3. Словарная работа
В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.
Воспитатель: А что такое горница?
Дети: Светлая, красивая комната.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: Посчитала.
Воспитатель: Проглотил?
Дети: Быстро съел.
Воспитатель: Побледнел?
Дети: Стал белым, бледным от испуга.
- Как вы думаете, сюжет рассказа выдуман или на самом деле такое может случиться? Почему вы так думаете?
- К какому жанру можно отнести рассказ? (сказка, стих, быль)
Это быль, т.к. в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
Почему Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»
- Чему он хотел научить нас (быть терпеливым, честным, иметь силу воли)
ІІІ. Физминутка «Море волнуется»
Ребята, мы с вами находимся в открытом море, я предлагаю немного отдохнуть.
Море волнуется – раз! (шагаем на месте)
Море волнуется- два! (наклоны туловища влево- вправо)
Море волнуется- три (повороты туловища влево- вправо)
Морская фигура замри! (присели)
ІV. Ребята, с каким произведением Л.Н.Толстого мы сегодня познакомились? («Косточка»)
Ребята, скажите Ваня - герой рассказа может ли быть капитаном на корабле? Да, он будет честным капитаном. Он может смело отправится в плавание на нашем пароходе.
-А нам, ребята, пора отправляться в обратный путь.
-В память о нашем путешествии давайте сделаем пароход.
V. Аппликация «Пароход»
VІ. Заключительная часть
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
- Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.
Литература: Л.Н. Толстой «Косточка»
Провела воспитатель Убушеева Надежда Сергеевна
Наши новости